Оставить заявку

Конкурировать по-европейски: насколько господдержка производителя противоречит нормам ЕС

Дата публикации: 27 мая 2016

Александр Фефелов, адвокат, руководитель практики антимонопольного и конкурентного права
Источник: Forbes

Министерство юстиции Украины в мае этого года зарегистрировало распоряжение Антимонопольного комитета, которым был утвержден порядок рассмотрения дел о государственной помощи. Недавно АМКУ завершил формирование отдела мониторинга государственной помощи. Это было сделано во исполнение обязательств, указанных в соглашении об ассоциации между Украиной и Европейским Союзом, и может стать существенным шагом на пути обеспечения прозрачности использования бюджетных средств.

Соглашением о партнерстве и сотрудничестве между Украиной и европейскими сообществами, а также их государствами-членами, подписанным еще 14 июня 1994 года, наша страна обязалась сотрудничать с ЕС относительно исправления или устранения антиконкурентных действий. Согласно статье 49 данного соглашения, государство должно обеспечить наличие и выполнение законов, направленных против ограничений конкуренции, к которым прибегают предприятия, находящиеся в ее юрисдикции. Также Украина должна воздерживаться от предоставления любой государственной помощи отдельным предприятиям или производству товаров, кроме первичных товаров, определенных ГАТТ, и от предоставления услуг, которые искажают или грозят исказить конкуренцию.

В то же время соглашением об ассоциации между Украиной и ЕС для Украины были предусмотрены конкретные и четкие обязательства создать механизмы предоставления помощи с использованием государственных ресурсов, которые бы делали невозможным искажение либо угрозу искажения конкуренции путем предоставления несовместимых с должным функционированием данного соглашения преимуществ как отдельным предприятиям, так и производству определенных товаров. А также обеспечить прозрачность в сфере государственной помощи, в том числе в отношениях между органами государственной власти и государственными предприятиями.

Государственная помощь, которая искажает или может исказить конкуренцию путем предоставления преимуществ одним производителям или производству отдельных товаров, считается несовместимой с надлежащим функционированием соглашения об ассоциации с ЕС.

Для выполнения указанных обязательств Украина должна принять национальное законодательство о государственной помощи и создать независимый в своей деятельности орган, у которого будут, в том числе, полномочия разрешать схемы государственной помощи и индивидуальные случаи оказания помощи в соответствии с критериями, определенными соглашением. Кроме того, государство должно создать полный реестр схем государственной помощи, которая предоставлялась до создания вышеуказанного органа, привести эти схемы в соответствие с критериями, определенными соглашением об ассоциации.

Соглашение предусматривает, что государственная помощь, которая искажает или может исказить конкуренцию путем предоставления преимуществ одним производителям или производству отдельных товаров, считается несовместимой с надлежащим его функционированием в той степени, в какой она может влиять на торговлю между ее сторонами. Но этот документ регламентирует и определенные случаи, когда государственная помощь считается допустимой. В основном они касаются решения важных социальных вопросов или вопросов экономического развития, в том числе развития отдельных регионов.

Условия предоставления государственной помощи рассмотрены в главе 10 «Конкуренция» соглашения об ассоциации. В первую очередь при ее оказании должны четко отслеживаться:
• пути выделения государственных средств – напрямую органами государственной власти или опосредованно (например, через государственные (коммунальные) предприятия или финансовые институты) государственным предприятиям;
• истинные цели, для которых выделены средства.

Кроме того, необходимо обеспечить корректное отображение в отдельных бухгалтерских счетах финансовой и организационной структуры любого предприятия, которое пользуется предоставленным государством специальным или исключительным правом либо является уполномоченным на предоставление услуг, имеющих общий экономический интерес, и которое получает компенсацию за предоставление публичных услуг. Это надо делать таким образом, чтобы четко отслеживались расходы и доходы, связанные со всеми товарами или услугами, относительно которых предприятию предоставлены такие права или которые имеют общий экономический интерес, и которые предприятие уполномочено предоставлять, а также полную информацию о методах назначения расходов и доходов.

Для этого предусматривается обязательство ежегодно сообщать ЕС об общем объеме, видах и отраслевом распределении государственной помощи, которая может повлиять на торговлю между Украиной и ЕС. Соответствующие уведомления должны содержать информацию о целях, форме, объеме и бюджете, ведомствах, оказывающих помощь, и, когда это возможно, о получателях помощи.

Особое значение имеет внедрение системы контроля госпомощи, которая базировалась бы на основных принципах ЕС в области государственной помощи, а также обеспечение разработки в Украине подзаконных нормативно-правовых актов по вопросам государственной помощи с учетом критериев, вытекающих из практики применения статей 106, 107 и 93 договора о функционировании ЕС, судебной практики Суда ЕС, рамочных положений, руководящих принципов и других действующих административных актов ЕС.

В рамках выполнения требований соглашения об ассоциации Верховной радой был принят закон «О государственной помощи субъектам хозяйствования», который устанавливает правовые основы проведения мониторинга такой госпомощи и осуществления контроля ее допустимости для конкуренции.

В принципе, за некоторыми исключениями, закон считает государственную помощь недопустимой для конкуренции. Но если предоставлением госпомощи и предусматривается предоставление соответствующим субъектам определенных преимуществ по сравнению с другими, целью закона является максимальная минимизация негативных последствий для конкуренции с одновременным повышением эффективности использования государственных ресурсов.

При этом допустимой государственной помощью закон признает ту, которая предоставляется для обеспечения потребителей социально важными товарами (при условии, что она не является дискриминационной по отношению к месту происхождения товаров), а также для возмещения ущерба лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций техногенного или природного характера. Также государственная помощь, выделяемая для определенных целей, предусмотренных законом, может быть признана допустимой в соответствии с критериями оценки допустимости, которые будут определяться Кабмином.

Все оказатели государственной помощи до начала августа 2018 года должны подать в АМКУ сообщение о программах поддержки субъектов хозяйствования за счет ресурсов государства или местных ресурсов, которые будут существовать в то время, а любая действующая государственная помощь, признанная АМКУ недопустимой для конкуренции, должна быть приведена в соответствие с законом.

В то же время сами решения о признании помощи допустимой будет принимать АМКУ, который в качестве уполномоченного органа получил определенные законом полномочия по осуществлению контроля над допустимостью государственной помощи для конкуренции и сможет определять принадлежность к государственной помощи мер по поддержке субъектов хозяйствования; оценивать допустимость государственной помощи для конкуренции; собирать информацию о мерах по поддержке субъектов хозяйствования; проводить мониторинг государственной помощи и вести ее реестр; рассматривать дела о государственной помощи и принимать решения о временном или полном прекращении предоставления незаконной государственной помощи и ее возвращении. Комитет будет предоставлять обязательные для рассмотрения рекомендации о внесении изменений в условия предоставления государственной помощи, а также разъяснения по вопросам государственной помощи.

Следует обратить внимание на то, что все оказатели государственной помощи до начала августа 2018 года должны подать в АМКУ сообщение о программах поддержки субъектов хозяйствования за счет ресурсов государства или местных ресурсов, которые будут существовать в то время, а любая действующая государственная помощь, признанная АМКУ недопустимой для конкуренции, должна быть приведена в соответствие с законом.

Поскольку закон определяет в основном общие принципы регулирования отношений в области государственной помощи, АМКУ для имплементации его норм в рамках выполнения требований соглашения об ассоциации утвердил ряд важных положений, а именно:
• порядок предоставления и оформления сообщений о новой государственной помощи и о внесении изменений в условия действующей государственной помощи;
• порядок, формы и требования относительно представления АМКУ информации о действующей государственной помощи субъектам хозяйствования;
• порядок ведения и доступа к реестру государственной помощи субъектам хозяйствования;
• порядок проведения мониторинга государственной помощи субъектам хозяйствования.

Обращаем внимание на то, что порядок проведения мониторинга государственной помощи распространяется на любую поддержку субъектов хозяйствования за счет ресурсов государства или местных ресурсов для производства товаров или осуществления отдельных видов хозяйственной деятельности, кроме случаев, предусмотренных частью второй статьи 3 закона. В нем подробно определена процедура сбора и проведения анализа информации о мерах по поддержке субъектов хозяйствования, контролю соблюдения требований законодательства относительно отдельных категорий и форм государственной помощи, допустимой интенсивности государственной помощи, допустимых расходов, допустимого уровня накопления сумм помощи получателями, обеспечения контроля над государственной помощью, оказатели которой освобождены от обязанности уведомления АМКУ, и незначительной государственной помощью, а также предусмотрено формирование и ведение реестра государственной помощи.

И вот в мае этого года прошло регистрацию в Минюсте распоряжение АМКУ, которым был утвержден порядок рассмотрения дел о государственной помощи. Данный документ детализирует процедуры рассмотрения дел о государственной помощи субъектам хозяйствования, а также механизм отзыва решений, принятых по результатам рассмотрения сообщений о новой государственной помощи или дел о государственной помощи.

Утверждением вышеуказанных порядков, а также созданием в структуре Комитета отдела мониторинга государственных закупок и формированием его штата АМКУ определил организационно-правовые основы выполнения требований закона «О государственной помощи субъектам хозяйствования», других нормативных актов государства и международных соглашений, которые Украина приняла на себя в области государственной помощи.

Таким образом, можно отметить определенный прогресс в разработке нормативного обеспечения регулирования отношений в сфере оказания государственной помощи, как предусмотрено рядом международных соглашений Украины, в частности, соответствующими положениями соглашения об ассоциации. А это, в свою очередь, в значительной степени приближает процессы решения вопросов в области оказания государственной помощи к стандартам ЕС.