укр eng рус

Content on this page requires a newer version of Adobe Flash Player.

Get Adobe Flash player

Последние новости
Отзывы
Chambers Europe

«Недавно фирма провела консультирование по ряду фармацевтических дел. Многие соглашаются, что данная команда «движется в правильном направлении, особенно впечатляет ее работа в фармацевтической отрасли».

 

Банкротство по-новому: «свои» ликвидаторы и разбазаривание госимущества

11.02.2013

Источник Finance.ua

Проблемы финансово несостоятельных предприятий отныне будут решать по-новому.

С 19 января вступил в силу свежая редакция Закона «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом», которая позволит эффективно защитить права кредиторов и пресекать фиктивные банкротства.

Именно так считают юристы, но, как оказывается, не все так безоблачно. Ведь лоббисты оставили в законе немало щелей для манипулирования.

Что позитивного?

Итак, приведем основные новеллы Закона.

Во-первых – дело о банкротстве компании теперь будет заводиться только после того, как суд в подготовительном судебном заседании проверит обоснованность требований заявителя. Это нововведение должно помешать компаниям-должникам организовать свое искусственное банкротство с целью вывода активов.

Причем на этой стадии суд обязан приобщить к материалам дела заявления о банкротстве, представленные другими кредиторами до дня проведения подготовительного судебного заседания. В случае если заявление первичного кредитора будет признано необоснованным, суд обязан приступить к рассмотрению заявлений других кредиторов.

«Это позволит исключить ситуации, когда после возбуждения дела о банкротстве должник рассчитывался с инициирующим кредитором, который либо отозвал заявление, либо не публиковал объявление о возбуждении дела о банкротстве», – говорит старший юрист «Губенко и партнеры» Максим Левкин.

В такой ситуации должник мог спокойно переписать свои активы на родственную структуру, чтобы они не достались другим кредиторам.

Во-вторых – с 19 января 2014 года все решения о возбуждении дел о банкротстве будут публиковаться на сайте Высшего хозяйственного суда. Сейчас такие решения публикуются в печатных средствах информации органов СМИ, которые почти никто не читает.

Такая новация позволит кредиторам заблаговременно узнать о возможном банкротстве должника.

В-третьих – изменена процедура наложения моратория на удовлетворение требований кредиторов. Теперь такой мораторий будет накладываться судом на стадии подготовительного заседания, а не на стадии рассмотрения дела, как это было раньше.

«Раньше для начала процедуры банкротства было достаточно подачи заявления от кредитора или самого должника. Суд проверял, что заявление составлено надлежащим образом, и принимал решение о начале процедуры банкротства и вводил мораторий, который позволял должнику не выполнять денежные обязательства перед конкурсными кредиторами», – объясняет юрист ЮФ «Ильяшев и Партнеры» Вадим Кизленко.

Еще одним положительным моментом в законе является исключение возможности признать предприятие банкротом на основании отсутствия по месту регистрации, что было весьма популярным инструментом для ликвидации предприятий.

Однако на этом положительные изменения заканчиваются.

Привилегированные кредиторы

Так, новая редакция закона «О банкротстве» ставит в неравные условия кредиторов.

Теперь они будут делиться на три группы: обеспеченные кредиторы (кредиторы, которые одолжили деньги под залог имущества), конкурсные (их кредиты не обеспечены залогами) и текущие (кредиторы, не успевшие в тридцатидневный срок заявить о своих требованиях к должнику).

Больше всего прав получили обеспеченные кредиторы. Во-первых, их требования будут удовлетворяться вне очереди.

Во-вторых, они будут утверждать или накладывать вето на план санации или ликвидации предприятия.

Раньше у них такой возможности не было, и это приводило к тому, что обеспеченные кредиторы – преимущественно банки – годами не могли обжаловать план санации предприятия, утвержденный советом кредиторов в пользу заинтересованного лица с целью уклонения от долгов.

Конкурсные кредиторы смогут только участвовать в комитете кредиторов, который будет разрабатывать план санации или ликвидации должника.

Текущие кредиторы не будут иметь таких прав, но смогут заявить о своих требованиях к должнику после 30-дневного срока с момента возбуждения дела о банкротстве.

Ранее требования кредиторов, которые не успели заявить свои требования, не включались в реестр требований и считались погашенными. Теперь требования таких кредиторов будут включаться в шестую очередь, т.е. в последнюю.

«Зачастую денег хватает только на удовлетворение требований кредиторов первой, второй, третьей и четвертой очереди. Процент удовлетворения требований кредиторов пятой и шестой очереди очень невысок. Безусловно, требования таких кредиторов будут признаны, но вряд ли такие кредиторы смогут вернуть свои деньги», – подчеркивает Кизленко.

Лазейка для «своих»

Наиболее противоречивые изменения касаются арбитражных управляющих.

С момента вступления в силу новой редакции Закона «О банкротстве» арбитражные управляющие больше не являются субъектами предпринимательской деятельности, как это было раньше. Теперь им присвоен статус субъекта независимой профессиональной деятельности.

Кроме того, арбитражных управляющих отнесли к субъектам коррупционной деятельности. То есть, в случае причинения вреда, при исполнении своих служебных обязанностей, арбитражный управляющий может быть привлечен к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности.

Выбор арбитражного управляющего будет осуществляться автоматически из единого реестра. Юристы считают, что такое нововведение позволит избежать привлечения к банкротству заинтересованных лиц. Однако это не совсем так.

Если от выбранного управляющего не поступило соглашения о его назначении, суд имеет право назначить другого распорядителя имущества из реестра арбитражных управляющих. Именно на этой стадии будут формироваться предпосылки отбора «своего» арбитражного управляющего.

Почему? Во-первых, убедить автоматически избранного управляющего в том, что ему необходимо отказаться от этого дела, не составит проблем, если речь пойдет о привлекательных активах, которыми заинтересовались приближенные к власти лица.

Во-вторых, при каждом хозяйственном суде есть списки «верных» арбитражных управляющих.

Если же убедить не браться за дело «автоматически избранного» арбитражного управляющего не получится, то в таком случае законодательство позволяет судье по собственной инициативе его уволить.

«Если раньше инициатором увольнения управляющего санацией мог быть (кроме самого управляющего) комитет кредиторов, то теперь и сам хозяйственный суд может освободить его по собственной инициативе. Дополнительным основанием для увольнения согласно изменениям является аннулирование свидетельства о праве на осуществление деятельности арбитражного управляющего», – резюмирует партнер юридической компании «Закон Победы», адвокат Марина Саенко.

Кроме того, в новую редакцию Закона «О банкротстве» парламентарии заложили еще один механизм по селекции «правильных» арбитражных управляющих.

В частности, это обязанность каждого арбитражного управляющего ежегодно страховать профессиональные риски на сумму не менее 300 минимальных размеров заработной платы, установленной на начало года. Из этой суммы должен возмещаться ущерб, причиненный в результате непреднамеренных действий или ошибки арбитражного управляющего.

То есть, ежегодно всем арбитражным управляющим придется страховать свою деятельность на внушительную сумму, даже если они ни разу не были привлечены к процедуре банкротства в течение года.

Такой размер страховой суммы позволит остаться на рынке только «карманным» арбитражным управляющим, у которых есть кому заплатить страховую премию.

Государство обанкротят

В новом Законе не обошлось без ложки дегтя и в вопросе реализации государственного имущества.

Банкротство госпредприятий было возможно и при старой редакции Закона «О банкротстве», но раньше действовал мораторий на реализацию имущества госкомпаний и предприятий.

Поэтому кредиторы не могли обратить взыскание на имущество госпредприятия-должника. И в ходе процедуры банкротства госпредприятия наталкивались на так называемую проблему «замкнутого круга»: чтобы ликвидировать предприятия, нужно продать имущество и погасить долги перед кредиторами, но при этом закон запрещает продавать активы предприятия-банкрота.

Новая редакция будто бы снимает эту проблему. В частности, изменениями отменяется мораторий на принудительную реализацию имущества госпредприятий и компаний, в уставных фондах которых доля государства составляет не менее 25%.

Теперь такой мораторий будет действовать только в отношении госпредприятий, включенных в список стратегических активов. С одной стороны это позволит госкомпаниям привлекать активы под залог своего имущества, но, с другой – может спровоцировать ряд технических банкротств с целью завладения госимуществом.

«Это весьма долговременные и сложные схемы банкротства, которые не обходятся без лоббирования на самом высшем уровне, а также использования административного ресурса», – отмечает юрист Astapov Lawers Артем Кузьменко.

 
© 2017 Ильяшев и Партнеры / Мобильная версия