укр eng рус est

Публікації

Последние новости
Отзывы
Chambers Europe

«Недавно фирма провела консультирование по ряду фармацевтических дел. Многие соглашаются, что данная команда «движется в правильном направлении, особенно впечатляет ее работа в фармацевтической отрасли».

 

Закон устанавливает сроки банкротства, корректирует права кредиторов и определяет требования к арбитражным управляющим

18.04.2013

Новая редакция закона о банкротстве, вступившая в силу 19 января 2013 года, внесла целый ряд новшеств в процедуру банкротства. Об этом в ходе круглого стола «Проведение процедуры банкротства согласно новой редакции закона «О банкротстве», рассказал арбитражный управляющий, адвокат, ЮФ «Ильяшев и Партнеры» Вадим Кизленко.

Рассмотрение дел по-старому и по-новому. По словам эксперта, дела о банкротстве, открытые после вступления в силу новой редакции закона, будут рассматриваться по новым правилам, а дела, открытые до вступления в силу нового закона, — по старым нормам, за исключением продажи имущества банкрота. В этом случае, вне зависимости от времени открытия дела, будут применяться новые нормы.

Интернет-объявление о банкротстве. В новом законе предусмотрено, что объявление о признании должника банкротом или о начале производства в деле о банкротстве будет печататься не в официальных печатных изданиях, как сейчас, а в сети интернет, на сайте Высшего хозяйственного суда Украины. Эти положения будут применяться после 19 января 2014 года — через год после вступления закона в силу.

Все дела в одном суде. Согласно новому закону, все дела, споры, связанные с должником, в том числе трудовые споры, споры с налоговой, корпоративные споры и т.д., будут рассматриваться судом, в производстве которого находится дело о банкротстве. «Тут возникает целый ряд вопросов: как хозяйственные суды будут рассматривать дела в порядке административного и гражданского судопроизводства, как будет уплачиваться судовой сбор за подачу соответствующих исков, заявлений — это в законе, к сожалению, не прописано», — отметил Кизленко.

Крайние сроки процедуры банкротства. Установлены крайние сроки процедуры банкротства. Если раньше оно на практике могло длиться десятилетиями, то сегодня установлено, что распоряжение имуществом вводится на 115 дней с возможностью его продления на два месяца. Санация вводится на шесть месяцев с возможностью ее пролонгации на год. И ликвидация вводится на год, без возможности продления ликвидационной процедуры.

Вместе с тем закон устанавливает и дополнительные обязанности, в частности, для распорядителя имущества — он обязан провести инвентаризацию имущества на протяжении двух месяцев. «Если это небольшое предприятие — это можно сделать и за неделю, а вот если это крупное предприятие, то могут возникнуть трудности и необходимость продления процедуры распоряжения имуществом даже более чем на два месяца, т.к. кроме инвентаризации необходимо провести еще целый ряд действий», — отметил эксперт.

Повышение требований по инициации банкротства. По новому закону, требования инициирующего кредитора, подающего заявление в суд об открытии дела по банкротству, должны подтверждаться решением суда и исполнительным документом — постановлением об открытии исполнительного производства. Раньше достаточно было требования, с которым согласен должник, что приводило к злоупотреблению со стороны должников со связанными кредиторами. Так, открывались искусственные дела о банкротстве, вводился мораторий, что делало невозможным дальнейшее требование от должника денег.

Модернизация процедуры открытия производства в деле о банкротстве. Раньше достаточно было подать заявление, оформленное согласно законодательству, и суд сразу открывал производство и вводил мораторий. Теперь же суд, принимая заявление о банкротстве, выносит решение о принятии этого заявления к производству. В этом решении определяется дата подготовительного заседания и указывается арбитражный управляющий, которого определила автоматизированная система. И уже на подготовительном заседании суд проверяет обоснованность требований инициирующего кредитора, согласен ли арбитражный управляющий быть распорядителем имущества в этом деле. И только после этого суд, по результатам подготовительного заседания, выносит решение об открытии производства по делу о банкротстве.

«Если раньше можно было просто обратиться в суд с заявлением и вводился мораторий, что лишало кредиторов возможности принудительного взимания задолженности, то теперь такая возможность пресечена», — комментирует Вадим Кизленко.

Введение понятия «обеспеченный кредитор». В новом законе появилось понятие «обеспеченные кредиторы» — это кредиторы, требования которых обеспечены залогом имущества должника. Теперь все кредиторы, требования которых признаны судом, будут иметь право получать информацию от распорядителя имущества относительно рассмотрения, признания или отклонения требований других кредиторов. Более того, они получили возможность заявлять свои доводы, возражения относительно заявлений с денежными требованиями других кредиторов, что позволяет им защищать свои права, уменьшать недобросовестные обязательства должника по фиктивным сделкам.

Урегулированы отношения кредиторов. После утверждения реестра кредиторов распорядитель имущества обязан письменно уведомить всех кредиторов о дате и времени проведения всех сборов. И первые сборы будут считаться полномочными, если на них будут присутствовать две трети от общего количества кредиторов, требования которых включены в реестр.

Кредиторы, требования которых составляют 25% и более от общей суммы задолженности, автоматически включаются в комитет кредиторов. Это очень важный рычаг влияния на процедуру банкротства, т.к. любой кредитор стремится попасть в комитет, иметь возможность влиять на ход дела и быть в курсе событий.

На сборах кредиторов и комитета кредиторов будут иметь право голоса только конкурсные кредиторы. А обеспеченные кредиторы не будут иметь право голоса, т.к. их требования будут удовлетворяться от продажи имущества, находящегося в залоге. Остальные кредиторы имеют право определять дальнейший ход дела.

Однако новый закон расширил права обеспеченных кредиторов. Они автоматически включаются распорядителем имущества в реестр кредиторов, учитываются в отдельном реестре и их требования удовлетворяются вне очереди. Также имущество, находящееся в ипотеке или в залоге, не включается в ликвидационную процедуру, и его продажа возможна лишь при согласии того кредитора, в залоге которого оно находится. Т.е. он получает возможность согласовывать цену продажи имущества, сроки его продажи, порядок продажи и т.п.

Упразднены крайние сроки предъявления денежных требований. Теперь даже требования, предъявленные позднее, чем через месяц после публикации в официальном печатном издании, учитываются и включаются в шестую очередь. Однако эти требования не являются и конкурсными. «Из практики могу сказать, что до шестой очереди очередь, простите за тавтологию, не доходит практически никогда. Но надежда все же будет», — отметил Вадим Кизленко.

Расширение полномочий арбитражных управляющих. Новым законом значительно расширены полномочия арбитражного управляющего относительно обжалования договоров, заключенных до начала дела о банкротстве или в ходе процедуры. Раньше только управляющий санацией имел право признать определенные договора недействительными и вернуть имущество, отчужденное по ним должнику с дальнейшим включением его в ликвидационные массы. Обращаться в суд с заявлением о признании недействительности сделок получили также и кредиторы. Законом установлен перечень оснований, на основании которых тот или иной договор может быть признан недействительным.

Внесение изменений в реестре кредиторов. Четко установлен порядок внесения изменений в реестр кредиторов — теперь это может осуществляться исключительно в апелляционном или кассационном порядке, в порядке внесения изменений по вновь выявленным обстоятельствам или в связи с правопреемственностью кредитора, требования которого включены в реестр.

Изменения в процедуре продажи имущества банкрота. Новым законом предусмотрен целый раздел, касающийся продажи имущества банкрота, четко обозначены требования к договорам купли-продажи имущества с аукциона. Также установлено, что отныне имущество должника будет продаваться преимущественно на аукционах и, вместе с тем, ликвидатору законом предоставлено право продавать имущество по прямым договорам — любому третьему лицу, главное, чтобы на то было согласие комитета кредиторов и была наивысшая цена.

Четко прописана процедура продажи имущества с аукциона, введены электронные торги, установлена четкая процедура признания аукциона несостоявшимся, упразднения аукциона. Предусмотрена процедура обращения кредитора или ликвидатора в суд с заявлением о признании результатов торгов не действительными или признания договора купли-продажи с торгов не действительным.

Отменена процедура банкротства отсутствующего должника. «Еще лет пять назад для открытия дела о банкротстве было достаточно справки от курьера о том, что должника не оказалось по месту нахождения при доставке ему корреспонденции. А должник мог вообще не знать об этом и с удивлением обнаружить в реестре, что его ликвидировали», — отметил Вадим Кизленко.

Повышены требования к арбитражным управляющим. Они должны иметь высшее юридическое или экономическое образование, владеть государственным языком, опыт работы по специальности три года или год на руководящих должностях, пройти шесть месяцев стажировки и сдать квалификационный экзамен.

Отменена норма о лицензировании деятельности арбитражных управляющих. Теперь они действуют на основании свидетельств о праве на занятие такой деятельностью. Соответственно они обязаны каждые два года подтверждать свидетельство проходя повышение квалификации на сборах и семинарах.
Новый закон определяет арбитаржных управляющих как самозанятых лиц — они обязаны зарегистрироваться в налоговой инспекции и подавать отчетность, вести деловодство, отдельное дело по каждому должнику, офис и печать.

Введена автоматизированная система назначения арбитражных управляющих. Теперь арбитражный управляющий не будет связан ни с должником, ни с кредиторами. Когда суд принял заявление о банкротстве, он обращается к автоматизированной системе с запросом, вводит определенные параметры предприятия-должника и получает предложения о кандидатурах тех или иных арбитражных управляющих. И далее на подготовительном заседании, при согласии арбитражного управляющего, он назначается распорядителем имущества.

«Введено так же понятие о саморегулирующихся организациях арбитражных управляющих — это уменьшит влияние государства на их деятельность. Эти организации также будут будут защищать права арбитражных управляющих», — отметил Вадим Кизленко.

 
© 2017 Ильяшев и Партнеры / Мобильная версия