укр eng рус

Content on this page requires a newer version of Adobe Flash Player.

Get Adobe Flash player

Recent news
References
Chambers Europe

“The team was recently visible advising on a number of pharmaceutical cases. Sources agree that the team is “moving in the right direction” and are particularly impressed by its work in the pharmaceutical sector”.

 

Ban on Advertising of Medicines as a Virtue in Law

11.06.2012

This content is available only in original language of publication – Russian.

Аптека, 11 июня 2012

http://www.apteka.ua/article/146907

Закон есть то, что мы разъясняем (поговорка древнеримских юристов).

Специализированные в области медицины СМИ, возможно, станут-таки монополистами в сфере рекламы лекарственных средств: вместо одиозного и растерявшего к моменту принятия всю свою уничтожительную силу законопроекта № 7007 (но частично ещё не вступившего в силу законную), на горизонте замаячил правительственный законопроект № 10563, согласно которому реклама лекарственных средств останется только в специализированных изданиях, предназначенных для медицинских учреждений и врачей, а также на семинарах, конференциях, симпозиумах по медицинской тематике. Распространение рекламы лекарств другими способами (в том числе в СМИ широкого профиля) будет запрещено.

Туча № 10563

Итак, на прояснившемся было менее полугода назад «рекламном» небосклоне фармацевтического рынка вновь замаячила грозовая туча запрета рекламы лекарств среди населения Украины без «посредничества» специалистов — соответствующая инициатива определена правительственным законопроектом № 10563 «О внесении изменений в некоторые законы Украины о запрете рекламы лекарственных средств», зарегистрированном в Верховной Раде 5 июня.

Данный законопроект содержит также еще ряд ограничений, касающихся рекламы товаров и услуг в сфере здравоохранения (в частности, сохранен запрет на рекламу допинговых веществ и/или методов для их использования в спорте). Благо не отменен запрет на использование в рекламе изображений изменений человеческого тела или его частей вследствие болезни, ранений; а также утверждений, содействующих возникновению или развитию страха заболеть или ухудшить состояние своего здоровья вследствие неиспользования медицинской техники и медицинских услуг, которые рекламируются.

При этом в рекламе товаров и методов, не относящихся к медицинской технике, методам профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, запрещаются ссылки на то, что эти товары имеют лечебные свойства, если такие свойства не подтверждены в установленном законодательством порядке специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в сфере здраво­охранения.

Разрешена реклама услуг народной медицины (целительства) и целителей, «сертифицированных» Минздравом (МЗ).

Возникает вопрос: если реклама целительства и целителей ограничена лишь наличием соответствующего разрешения на это достойное занятие, выданного МЗ, а для рекламы «лечебных свойств» любых других товаров нужно лишь их подтверждение МЗ, почему для населения нужно запретить рекламу безрецептурных препаратов (с заведомо «подтвержденными лечебными свойствами»), разрешенных тем же органом (МЗ) к свободной продаже и медицинскому применению лишь с рекомендацией в инструкции о консультации со специалистом?

Ответ мы найдем в пояснительной записке к законопроекту № 10536. Традиционно ее основным постулатом является то, что необходимость принятия проекта Закона Украины «О внесении изменений в законы Украины относительно запрета рекламы лекарственных средств» обусловлена недопущением нанесения вреда жизни, здоровью граждан Украины (производителями лекарств и их рекламой).

Для обоснования необходимости принятия акта авторы документа используют тезис: «реклама лекарственных средств, направленная на прямого потребителя, приводит к тому, что граждане без предварительных консультаций с врачами и установления правильного диагноза заболевания, с учетом индивидуальных физиологических особенностей и противопоказаний в каждом конкретном случае, покупают и принимают лекарственные средства, информацию о которых они получили из рекламы, несмотря на то что их использование может не только не дать желательного результата относительно улучшения состояния здоровья, но и в значительной мере ухудшить его».

Также, авторы проекта № 10536 заметили возрастающую тенденцию к осуществлению гражданами самолечения и озабочены его последствиями. Как обычный «необследованный пациент» я гораздо раньше их заметила другую тенденцию — сокращение числа специалистов, способных установить правильный диагноз заболевания, и куда более озабочена тем, что меня по поводу и без повода пытаются затолкать в очередь в районную поликлинику, где я уж точно что-нибудь подхвачу, чтобы получить объективную потребность в соответствую­щих товарах и услугах.

Ведь, как справедливо отмечают авторы проекта № 10536: «производители лекарственных средств заинтересованы в том, чтобы их продукт покупался и потреблялся в больших количествах». А «без рынка болезней не было бы и рынка лекарств — это та самая тайна Гиппократа, которую клянутся не выдавать врачи» (Виктор Пелевин, «Священная книга оборотня»).

Между нами, коллегами по «цеху»

Спешу заверить уважаемых читателей, что проводя этот экспресс-юранализ очередных «рекламных гримасс» нашего законодательства о лекарственных средствах, я не пытаюсь «примазаться» к вашей благородной профессии, вспомнив свое «фармацевтическое» прошлое. Я об обратной стороне — общей «платформе» наших профзанятий, позволяющей мне утверждать, что мы коллеги… Увы, да, коллеги — по несчастью… чужому. Именно оно «роднит» наши профессии: ибо если вы живете за счет чужих болезней, то мы (юристы) — за счет чужих проблем. И чтобы мы с вами делали, если бы все были здоровы и счастливы?

Поэтому, стоит ли удивляться, что фармрынок и правовое поле для его жизнедеятельности — это место, где наши интересы пересекаются, и мы с вами становимся друг другу «пациентами». Вы назначает­е нам лекарства, когда мы болеем (причем часто ваши назначения не совпадают и противоречат друг другу). Так стоит ли удивляться, что мы тоже даем вам разные рекомендации касательно «безопасности применения» той же рекламы?

Ведь недаром говорят, что «два юриста — три мнения». Поэтому, не пугайтесь, пожалуйста, читая наши разные толкования действующих норм законодательства о рекламе лекарств и прогнозы насчет последствий скорого вступления в силу оставшихся норм подпункта 6 пункта 2 и пункта 4 раздела I Закона от 20 декабря 2011 г. № 4196-VI: от «запрещено все, что не разрешено» до инсинуаций касательно информации о лекарственных средствах, отдельным подвидом которой, кстати, является их реклама. Свои «прогнозные» ожидания я высказала в статье «Реклама лекарственных средств: апокалипсис не сегодня» и оснований для их «мутаций» не вижу. Кто был прав — вскоре покажут время и практика.

Меня же больше пугает другой вопрос, возникающий у меня на любой из моих дорог в нашем городе, когда почти на каждом шагу я вижу стоматологическую клинику: где на них всех взять столько больных зубов? Тем более, если (судя по рекламе) есть столько эффективных зубных паст? Вам, кстати, ничего не напоминает реклама некоторых из них? А недавние «исследования» фармрынка?

Главное, чтобы было кому за нас бороться, ведь а-ля Шота Руставели: «лишь тот достоин званья адвоката, кто за права готов идти на бой!».

На рекламе, врачах и юристах не экономят

Как я уже неоднократно писала в своих статьях на благодарную рекламную тему, очередной всплеск законотворческих инициатив на предмет неотложной необходимости запрета рекламы лекарств на телевидении, радио и в СМИ широкого профиля, поскольку «недостаточно осведомленные и, как правило, необразованные в медицинских вопросах потребители, доверяя рекламе, занимаются самолечением, … и, таким образом, реклама лекарственных средств наносит значительный ущерб здоровью гражданам» касается не юридической (правовой), а общественно-психологической стороны дела.

Судите сами: какие «специальные» познания нужно иметь взрослому (дееспособному) гражданину Украины, чтобы прочесть инструкцию по применению очередного противопростудного средства? Именно поэтому действующей редакцией статьи 21 закона «О рекламе» без ограничений способов и средств разрешена реклама зарегистрированных в Украине лекарственных средств, а также медицинской техники, методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, применение которых не нуждается в специальных знаниях и подготовке. Если же кому-то вздумается применить их не по назначению — запрет рекламы от этого спасет? (достаточно вспомнить случай, когда мужчина сам вбил себе в голову здоровенный гвоздь по самую шапку, что, безусловно, требовало определенных познаний и «специальной подготовки» — так что, из-за этого запретить рекламу гвоздей-молотков-мозгов?).

И давайте продолжим логику «презумпции» неспособности рядового гражданина Украины «справиться» с инструкцией по медицинскому применению безрецептурного препарата, не запрещенного к рекламированию, снова положенную в основу необходимости срочного запрета рекламы лекарств: а на что он тогда способен? Только смотреть телевизор? А кто его при этом кормит? И что в наше время может делать такой человек? Умеет ли он вообще читать и понимать прочитанное? Может ли вести машину, соблюдая правила дорожного движения? Что вообще можно доверить такому человеку? Мести полы? Работать в стрипклубе? Ведь любая более сложная работа окажется ему просто не по плечу. Но тогда его нужно лишить и избирательного права — если он инструкцию к препарату АСК прочесть не может — как он может осознанно выбирать органы законодательной власти?

Поэтому мое предложение: раз уж мы не можем «запретить запрещать» нашим избранникам рекламу лекарств, давайте предложим им запретить нам их избирать от греха подальше?

Ориентация — «Север»?

Конечно, я считаю такую мотивацию необходимости принятия проекта № 10536 абсурдной ввиду диспропорции между намерением и реальностью и явного дисбаланса соотношения «цена/результат». Поэтому хотелось бы прогнозировать ему судьбу его предшественника под № 7007. Но есть даже не одно «но», а целых три.

Во-первых, скоро выборы и «надо что-то делать». Поэтому проект № 10536 пришел к нам не один, а в «обойме» с еще тремя законопроектами (№ 10560–10562), один добродетельнее другого. И тут уж не скажешь, что средства, выделяемые фармкомпаниями на рекламу лекарств уйдут в «тень»: другим документом — № 10560 — предлагается запретить фармацевтам и врачам получать вознаграждение в любой форме от представителей фармкомпаний за промоцию лекарств, то есть фактически врачам запрещено рекомендовать пациентам лечиться препаратами тех фирм, которые за это выплачивают им процент от реализации товара. Благородно — по себе знаю, что такое больной по морозу ехать в другой район города за нужным мне лекарством. Но как отличить жажду наживы отдельного рВача, от добросовестного назначения Врачом нового эффективного препарата, о котором он узнал у медпредставителя?

Во-вторых, и это уже хуже, 4 мая 2012 г. показательный пример нам подал наш северный сосед: депутатами Государственной Думы РФ внесен проект Федерального закона (ФЗ) «О внесении изменения в статью 24 ФЗ «О рекламе» (запрет рекламы лекарственных средств). Реклама лекарств запрещена вообще, а пунктом 7 предусмотрен запрет на «проведение рекламных акций, сопровождающихся раздачей образцов лекарственных средств, в том числе лекарственных средств, содержащих наркотические средства и психотропные вещества». Стоит ли напоминать, что в России уже запрещены к продаже без рецепта кодеинсодержащие препараты, чтобы россияне не делали из них дома «крокодил»? А где же наш «ответный ход»? Думаю, он не заставит себя ждать и наши парламентарии еще посоревнуются в добродетельности на этом поле.

И, в третьих: а что вообще делать с нашей системо­й здравоохранения? Ведь вопросы здоровья населения требуют затрат не только финансовых, но и еще и титанических усилий, например, запретить кому-то богатеть на распространении того же фальсификата. А древней мудрости «Добродетель требует себе награды, порок же приятен сам по себе» никто не отменял…

Короче, не знаю, что с этим всем делать и нашим законотворцам не завидую: чтобы все это в законе учесть, правильно написать, а главное, заставить его работать — нужны знания, опыт, ум, талант, время, подвижнический склад характера, и… и… а еще и социальная ответственность…

…Поэтому, придется, наверное, им оставить «фармацевтическую» рекламу только специалистам, единогласно приняв проект № 10536. А нашим телезрителям, когда следом за надоевшей им рекламой лекарств, с экранов телевизоров уйдут бесконечные «мыльные оперы» и скандальные ток-шоу — вспомнить навыки чтения. И начать читать классика, например: «Ну вот, только начали проект, и тут все с размаху и шандарахнулось. Начался кризис.

— Какой кризис?

— В том-то и дело, что непонятно. В этот раз даже объяснять ничего не стали. Раньше в таких случаях хотя бы мировую войну устраивали из уважения к публике. А теперь вообще никакой подтанцовки. Пришельцы не вторгались, астероид не падал. Просто женщина-теледиктор в синем жакете объявила тихим голосом, что с завтрашнего дня все будет плохо. И ни один канал не посмел возразить (В. Пелевин «t»).

 
© 2017 Ilyashev & Partners / Mobile version