укр eng рус est

Публікації

Recent news
References
Chambers Europe

“The team was recently visible advising on a number of pharmaceutical cases. Sources agree that the team is “moving in the right direction” and are particularly impressed by its work in the pharmaceutical sector”.

 

Aspects of Execution of Aircraft Purchase and Sale Agreements

22.02.2010

This content is available only in original language of publication – Russian.

Транспорт, февраль 2010

Развитие авиации в мире, появление компаний эконом класса (low cost) делает авиационный транспорт более доступным для населения, а значит, усиливает конкуренцию среди авиаперевозчиков. Это способствует появлению новых игроков на рынке авиаперевозок, его динамическому развитию. В частности, в 2009 году на украинский рынок вышли две новые компании – немецкий авиаперевозчик Germanwings, выполняющий рейсы из Киева в Кельн, и британская авиакомпания British Midland Airways, которая будет выполнять рейсы из Киева в Лондон.

По данным Интернет-сайта «Транспортный портал», авиакомпания «Визз Эйр Украина» по результатам 2009 г. увеличила перевозку пассажиров более чем в 4 раза  по сравнению с показателями 2008 г., а именно с 127 тыс. пассажиров до 532 тыс. Увеличение количества перевозок, несмотря на кризис, в 2009 г. продемонстрировали и такие авиакомпании, как «Днеправиа», «Международные авиалинии Украины» («МАУ»), «Роза ветров». Поэтому развитие отрасли содействует оживлению рынка купли-продажи воздушных судов.

Поскольку купля-продажа воздушного судна – операция, которая требует учета многих аспектов в силу специфики ее предмета, внушительной стоимости, которая иногда достигает миллионов долларов, сторонам договора, а также практикующим юристам, которые сопровождают ее заключение, необходимо учесть ряд важных моментов для предотвращения  споров по поводу выполнения договора в будущем.

Вопрос купли-продажи воздушного судна регулируется такими нормативными актами, как: «Конвенция о международной гражданской авиации» город Чикаго, от 7 декабря 1944 г., Гражданский кодекс Украины, Воздушный кодекс Украины, Закон Украины «О нотариате», нормативные акты Министерства транспорта Украины, другие законы и подзаконные нормативные акты.

Для покупателя заключение договора купли-продажи включает в себя следующие этапы: предпродажную подготовку подписания договора купли-продажи воздушного судна, составление проекта договора купли-продажи, передачу-прием воздушного судна, регистрацию договора.

Предпродажная подготовка включает в себя: проверку правового титула на воздушное судно,  наличие отягощений относительно отчуждения воздушного судна, визуальную инспекцию самолета, детальную предпродажную инспекцию самолета, испытательный полет, подписание предварительного договора.

Договор купли-продажи воздушного судна должен содержать следующие положения:

  • стороны договора;
  • предмет договора;
  • цена договора и условия оплаты;
  • условия установки дополнительного оборудования в случае необходимости;
  • права и обязанности сторон;
  • порядок прохождения инспекции воздушного судна;
  • момент перехода права собственности на воздушное судно;
  • гарантийные обязательства;
  • право, которое применяется к данному соглашению;
  • приложения к договору.

Рассмотрим отдельные аспекты заключения и выполнения договора купли-продажи воздушного судна.

Предмет договора должен предусматривать тип воздушного судна, его бортовой номер и технические характеристики.

Цена договора составляется из стоимости самого воздушного судна, дополнительного оборудования, если такое будет поставляться, размера необходимых платежей, связанных с оформлением договора купли-продажи воздушного судна.

Относительно распределения прав и обязанностей сторон, то особенностью данного вида договора является необходимость в урегулировании распределения обязанностей сторон относительно подготовки перегонки воздушного судна, технического обслуживания, предполётной подготовки, заправки топливом, аэронавигационного обеспечения, обеспечение таможенного оформления, передача покупателю сопроводительных документов.

Важными элементами договора являются урегулирование вопроса относительно направления летного и технического экипажа для обеспечения перелета воздушного судна, комиссии для технической инспекции воздушного судна, осуществление облета воздушного судна своим экипажем после осмотра на земле.

Статьи 181, 657 Гражданского кодекса Украины, ст. 55 Закона Украины «О нотариате» предусматривают нотариальное удостоверение договора купли-продажи воздушного судна.

При составлении проекта договора необходимо особое внимание уделять порядку передачи-приема воздушного судна и сопроводительных документов, включающему несколько этапов.

Первый этап – это техническая инспекция самолета, которая предусматривает:

визуальную инспекцию воздушного судна на предмет наличия внешних повреждений, расположение национальных и регистрационных знаков на воздушном судне, их соответствие технической документации;

детальную инспекцию воздушного судна и испытательный полет, после которого покупатель может принять воздушное судно, отказаться от принятия воздушного судна или принять воздушное судно при условии исправления выявленных недостатков к моменту поставки. С целью избегания споров, важно четко задокументировать, какие именно работы обязуется провести продавец и/или будет ли стоимость таких работ возмещаться покупателем. Продавцу, в свою очередь, при проведении таких работ необходимо обеспечить наличие финансовых документов о приобретении запчастей, которые подлежат замене, договоров о выполнении соответствующих ремонтных работ и актов передачи-приема выполненных работ с третьими лицами;

завершающую инспекцию воздушного судна проводят с целью проверки, устранены ли все недостатки, выявленные в ходе детальной инспекции.

Второй этап – оформление результатов технической инспекции путем подписания акта технического состояния воздушного судна, который оформляется представителем продавца и покупателя.

Важным элементом является техническая оценка двигателей, по результатам которой составляется акт. Неподобающе оформленный акт оценки технического состояния двигателей может иметь последствием установление Государственной авиационной администрацией ограниченного срока их эксплуатации, которая естественно приведет к убыткам покупателя.

При передаче воздушного судна покупателю продавец обязан также передать следующие документы: свидетельство о регистрации воздушного судна; руководство по летной эксплуатации; регистрационный журнал двигателей; регистрационный журнал самолета; сертификат летной пригодности самолета; акт технического состояния самолета; формуляры (паспорта) на двигатель. Рекомендую передачу указанных документов оформлять отдельным актом или же отмечать их перечень в акте передачи-приема воздушного судна.

Известно дело, которое рассматривалось Хозяйственным судом города Киева, решением по которому с авиакомпании взысканы убытки (в том числе за упущенную выгоду), вызванные тем, что авиакомпания-ответчик не оформила факт передачи формуляров на двигатель авиакомпании-истцу, что дало последний основания утверждать, что отсутствие формуляров на двигатель сделало невозможным использование воздушного судна, что и послужило причиной убытков.

Важно предусмотреть право покупателя в одностороннем порядке отказаться от принятия воздушного судна и расторгнуть договор в случае, если продавец не может или не хочет устранить недостатки, выявленные в ходе инспекции.

Важным элементом передачи воздушного судна является его растаможивание, процесс которого, обычно содержит много проблемных аспектов, но в контексте воздушного судна нужно быть осторожным с растаможиванием воздушных судов, которые находятся в длительной эксплуатации.

Например, самолет был сдан в эксплуатацию в 1970 году. В этот период г. Киев, являлся столицей УССР, входящей в состав СССР, правопреемником которого является Российская Федерация, поэтому согласно ч. 1 ст. 279 Таможенного кодекса Украины, если в производстве товара принимают участие две или больше стран, происхождение товара определяется согласно критерию достаточной переработки. Поэтому есть все основания считать, что за такое значительное время эксплуатации самолет неоднократно ремонтировался, что могло повлиять на определение страны его происхождения, а также типа самолета, а значит потянуть за собой изменение страны происхождения товара. Таким образом, неправильно указанная страна происхождения воздушного судна усложнит процедуру его растаможивания. В данной ситуации авиакомпания вынужденная была обратиться в суд с иском против Государственной таможенной службы о защите нарушенного права.

Заключительный этап купли-продажи воздушного судна включает в себя регистрацию воздушного судна. Порядок регистрации воздушного судна предусмотрен Правилами регистрации гражданских воздушных судов Украины, утвержденными приказом № 114 от 14 марта 1994 г.  Министерства транспорта Украины.

Владелец гражданского воздушного судна подает в Укравиарегистр заявление установленного образца. Заявление на регистрацию воздушных судов может предоставить эксплуатант, арендатор или другое лицо по доверенности владельца. В случае, если владельцами воздушного судна являются несколько юридических или физических лиц, заявление на регистрацию подписывается всеми владельцами.

К заявлению на регистрацию воздушного судна прилагаются такие документы:

  • документ, подтверждающий право собственности на воздушное судно;
  • договор аренды, если воздушное судно арендуется;
  • документ от авиационной администрации иностранного государства, который подтверждает исключение воздушного судна из реестра того государства, где оно было зарегистрировано;
  • документ, который подтверждает исключение воздушного судна из Государственного реестра государственных воздушных судов Украины, если арендованное судно было государственным;
  • схема расположения национальных и регистрационных знаков на воздушном судне с описанием элементов его внешней окраски;
  • приемно-сдаточный акт воздушного судна;
  • документ об уплате государственного сбора.

Владелец гражданского воздушного судна должен подать в Укравиарегистр документы на протяжении пяти дней со дня получения документа, который подтверждает право собственности на воздушное судно.

Заявление на регистрацию воздушного судна рассматривается на протяжении пяти дней со дня его получения. Если сведения, включенные в заявление, не отвечают требованиям правил или к заявлению не прилагаются все необходимые документы, Укравиарегистр на протяжении трех дней со дня получения заявления высылает заявителю соответствующее уведомление. Срок рассмотрения заявления в данном случае может длиться до десяти дней с того дня, когда были получены недостающие документы.

Широкий выбор на рынке воздушных судов, значительные инвестиции, высокая конкуренция среди авиаперевозчиков предусматривают и широкую ответственность за последствия своего выбора. Все это в совокупности требует внимательного и ответственного подхода при заключении договора купли-продажи воздушного судна, учета особенностей данного вида договора, внимательного согласования всех условий договора с целью максимальной защиты прав и законных интересов клиента.

 
© 2018 Ilyashev & Partners / Mobile version